Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Приветствую Вас, Гость

Обзорная экскурсия по музею.

      Наша экскурсия начинается словами: « С чего начинается Родина». Потому, что человек начинается с Родины, с земли,  на которой он  живёт,  с рощи, в которой с детства поёт знакомая птица, с шума леса. Родина - наша колыбель. К Родине всем сердцем и памятью всю жизнь тянутся люди. Судьба нашей маленькой Родины, села Широково крепкими узами связана с многотрудной и сложной историей нашей огромной Родины.

     Наш зауральский край благодатный для жизни. Здесь плодородные черноземные земли, леса богаты грибами, ягодами, зверьем и дичью. Красивы берега зауральских рек. В них много  рыбы. Вот почему заселение нашего края началось в глубокой древности. Заселение Урала и Зауралья произошло примерно 100-40 тысяч лет до н.э. Племена раннего железного века, заселявшие Южное Зауралье в 1 тыс. до н.э. занимались полуседлым скотоводством, земледелием и охотой /жизнь людей, живущих родовым строем/.

     Курганское захоронение раннего железного века найдено  недалеко  у  села Крутихи .

   Очень трудно себе представить, но это так. В те далекие времена по берегам реки Суварыш  бродили гигантские животные  мамонты. Об этом свидетельствуют кости мамонта, найденные на берегах реки Суварыш /наиболее крупные кости мамонта/.  Мамонт -  это вымерший слон. По размерам мамонт не превосходил современных слонов, но обладал более массивным туловищем. У него были короткие ноги, а тело покрыто длинной шерстью. Длинные изогнутые бивни служили мамонту для добывания пищи из-под снега и для защиты /макет «мамонта» и бивни мамонта/. Длинные зубы мамонта с многочисленными тонкими пластинками были хорошо приспособлены  для  пережевывания грубого растительного корма /зуб мамонта/ Древние люди охотились на мамонтов. Охота была опасна - ведь разъяренный мамонт может охватить человека своим длинным гибким хоботом и ударить о землю или растоптать огромными, похожими на стволы деревьев, ногами /охота на мамонта/. На охоте использовали прочные острые копья -  основное оружие древнего охотника. Водились здесь носороги, кабаны /кости/.

     Богата и интересна событиями история нашего края. В 18 веке Зауралье стало одним из наиболее густо  населенных районов Сибири. Нужда, голод, насилие помещиков гнали крестьян с родных мест  искать удобные для хлебопашества земли. Большую роль в истории нашего края сыграл Далматовский  монастырь. Он был основан в 1644 году /фото монастыря/.

     Его основателем стал монах, который бежал из Невьянского  монастыря Дмитрий Мокринский  /в иночестве Далмат/. Далмат – коренной сибиряк, потомок сподвижников Ермака Тимофеевича. Он был смелым, ловким, очень энергичным и хитрым человеком. Он прожил долгую жизнь: 102 года  и был похоронен на территории монастыря. Неграмотные и забитые крестьяне считали Далмата «святым» и его портрет изображали на иконах /портрет Далмата/

     В середине 17  века хозяйство Далматовского монастыря превратилось в новое феодальное хозяйство, здесь жестоко эксплуатировали крестьян. Село Широково было основано в 1683 году. В 1983 году широковцы отметили 300-летие своего села. Это был хороший праздник. Основателем села был Михаил/Я.Широков/.Он приехал по своей воле с женой и малыми детьми. Михаил Широков сбежал от помещика. Он думал, что под властью святой обители ему будет жить легче. Монахи разрешили ему поселиться на берегу реки Суварыш и дали клочок земли. Выделили  серп, лошадь, овцу. За это он подписал рядную запись/письменное соглашение,/ и выполнять все монастырские "зделья" /работы/. После двух лет работы он был обязан уплатить за лошадь и земледельческие орудия. А корову и овцу он должен был вернуть после приплода. Так и закабалил Михаил Широков себя и своих потомков на долгие времена.В 1737 году в с.Широково была построена церковь. В 1913-1914 гг. она была перестроена. Служба в Широковской церкви велась до 1929 года. Здесь венчали  молодых, крестили детей,отпевали умерших/ церковь/.

    Несмотря на бедность и нужду крестьяне Широково очень весело справляли масленицу. В этот день пекли блины, катались на лошадях, жгли костры на улицах. В Широково был издавна известен праздник «хмелевье».  Хмелевать выезжали  всем селом на Суварыш и  там, в кустах собирали хмель.  Собирали все в один день. До этого дня собирать хмель никому не разрешалось. Это был праздник труда.

    В середине 17 века границы монастырских владений простирались на 60 вёрст в длину и  30 вёрст в ширину. Сюда входило 17 деревень /Широково,  Затеча,  Верхний Яр, Красноисетск и др./ с общим числом населения 2153 человека. Каждый крестьянин был обязан отработать на монастырь от 4 до 6 дней в неделю и заплатить 2-3 рубля оброка.В 1710 году в Широково  было  10  дворов. Это было избенка с маленькими подслеповатыми окошечками, затянутыми бычьими пузырями. Очень тяжелым и беспросветным было положение монастырских крестьян. Они выполняли следующие работы. Они были обязаны: пахать монастырские пашни от 350 до 500 десятин. Убирать и молотить монастырский хлеб, доставлять монастырю : первой сноп своего урожая, 20 яиц, безмен /2,5 фунта/масла, заготовить и доставить в монастырь от 20 до 30 копен сена, добывать и вывозить известь  с  реки  Синары за 60 вёрст, участвовать в починке мельниц и плотин, участвовать в ремонте монастырских помещений, приготовлять для монахов пиво и квас, отвозить монастырские припасы в Шадринск, Троицк и др. города для продажи.

   Работать было трудно. Главным орудием обработки земли была соха с деревянным или железным сошником, борона с железными зубьями/орудия труда/.Основной культурой земледелия была рожь. Она составляла половину всех посевов. Затем шли пшеница, овёс, ячмень. Монастырские крестьяне, как и помещики, были абсолютно бесправны. Монахи вмешивались в семейную жизнь крестьян, распоряжались их имуществом. Их могли отправлять на «поселенья» из деревни в деревню от 6 месяцев до 1 года за «непослушание». Телесные наказания, всевозможные пытки с «пристрастием» учреждения, запорных чуланов/камера для наказания крестьян/было распространённым явлением. Особенно жестоко был настоятель монастыря Иакинф. Крестьяне Зауралья жестоко эксплуатировались, и это вело к обострению классовой борьбы. Упорно и ожесточенно боролись крестьяне Далматовского монастыря за лучшую  жизнь. Крупное восстание крестьян  Далматовской монастырской вотчины вошло в историю под названием «Дубинщины». Оно продолжалось с 1762 года по 1764 года. Это восстание было одним из самых крупных выступлений крестьян Зауралья. Представители восстания для руководства восстания создали крестьянский штаб. Представителем штаба сходились в «мирской избе» и держали совет.

    Руководил восстанием всем уважаемый крестьянин из деревни Широково Лаврентий Широков. Большинство в штабе восстания составляли широковские крестьяне. Деревню Широково считали тогда главным гнездом «бунтавщиков». В каждой деревне монастырской вотчины свои вожаки из числа крестьян. Они поддерживали связь с мирской избой и главными руководителями восстания были: Лаврентий Широков, Кузьма Мерзляков, Денис Жернаков.

    В течение двух лет крестьяне держали в осаде крепость монастыря.Для подавления восстания из г.Оренбурга прибыл хорошо вооруженный драгунский полк.Монахи и царское правительство очень жестоко расправились с восстанием,с восставшими крестьянами и их вожаками.198 крестьян были публично наказаны плетьми и кнутами. После 10 ударов люди теряли сознание,а при 20-25 наступала смерть. По словам предания, вожаки были повешены на зубцах Далматовских кремлевских стен и долго висели снаружи «святой обители» на страх тем, ктобы еще раз осмелился подняться против власти. Позднее это восстание историки назвали «Дубинщиной»,  т.к. крестьяне вооружались дубинами, косами, вилами, кистенями/оружие крестьян/.

      Дубинщина была самым крупным и массовым выступлением крестьян Зауралья. Дубинщина не прошла бесполезно для края. Этот первый и очень тяжелый метод борьбы явился хорошей революционной школой для  уральского хлебороба.   Крестьянская  мысль о воле и после жестоких расправ и диких насилий не угасла. В тайниках души крестьян теплился огонь будущего народного гнева, чтобы потом через 10 лет разгореться огромным пламенем Пугачевского пожара. Далматовские крестьяне приняли участие в Пугачевском восстании. Более 5 тыс. пугачевцев осаждали крепость Далматовского монастыря с 11 февраля по 2 марта 1774 года, но взять ее не смогли. Мощные стены крепости выдержали удары пугачевских пушек. Генерал Деколонг, бросив в бой конницу и артиллерию, разбил повстанческое войско. Поле боя было усеяно убитыми ранеными. Погибло около 1000 крестьян, в плен   взято 158.Деколонг зверски расправился с пленными. Крестьянские восстания были жестоко подавлены, но они наносили большие удары по феодально - крепостному строю, расшатывали его  устои и приближали гибель.

      В октябре 1917  года в нашей стране впервые в мире победила социалистическая революция. Это самое выдающееся событие 20 века, которое известило мир о начале новой эры в истории человечества, эресоциализма. Период с октября 1917 года по февраль 1918 В.И.Ленин назвал триумфальным, т.е. победоносным шествием советской власти, т.к. в этот период  советская власть установилась на территории всей страны.  В нашей стране власть  перешла в руки подлинного хозяина - народа. В.И.Ленин говорил: « Советская власть есть путь к социализму, рожденный массами трудящихся и потому  верный, и потому непобедимый». «Она дает возможность подняться тем, кого угнетали. Она дает возможность все больше и больше брать в свои руки всё управление государством, всё управление хозяйством, всё управление производством».

     С огромной радостью  узнали широковцы об Октябрьской  социалистической революции. Батраки, бедняки и середняки с нетерпением ждали установления Советской власти в своём родном селе. Но тяжёлая гражданская война прошла по нашему краю. В жестокой борьбе гибли люди. Об этом свидетельствует братская могила в центре села и памятник на ней. Наверное, каждый из вас читал надпись на памятнике: «Здесь похоронены погибшие в 1918 году в борьбе за власть Советов: Третьяков Иван Дмитриевич и 17 неизвестных красноармейцев»/памятникОни погибли во время боя в  1918 году, который проходил с белочехами между деревнями Широково и Смирново .Красноармейцев, которые погибли во время боя сначала бросили в амбар /он находился на площади/, потом похоронили на кладбище. Иван Дмитриевич был похоронен в Смирново. Он был просто зарыт без гроба, мелко. С приходом красных, погибших красноармейцев перезахоронили на площади. Сюда же привезли и похоронили Третьякова Ивана Дмитриевича. На этом месте поставлен памятник. В это время возвращались в свои места революционно-настроенные солдаты, так как война с Германией была окончена. Советская Россия вырвалась из империалистической войны. Вернулся с войны сын крестьянина-беляка Иван Павлович Третьяков. По прибытии в Далматово он сразу же обратился в штаб полка Красной Армии. Командир полка отдал приказ отправить товарища Третьякова в село Широково. Здесь он повел большую работу среди населения. Он рассказывал о революции, гражданской войне, о сущности Советской власти. В последних числах июня 1919 года в село Широково, в сопровождении группы конников, приехал представитель политотдела 30-ой дивизии, которая располагалась в Бралокалмаке, товарищ Пегов по вопросу установления советской власти. В этот же день было проведено гражданское собрание, на котором избрали представителей на волостной съезд советов и председателя сельского Совета. Представителей сельского Совета был избран Мыльников Василий Яковлевич.

     2 августа 1919 года был проведен волостной съезд Советов, на котором первым председателем волостного Совета был избран Третьяков Иван Павлович. Так в Широково установилась Советская власть. Гражданская война продолжалась. В октябре 1919 года южное Зауралье было полностью освобождено от Колчака. В 1920 году гражданская война закончилась. Началось восстановление разрушенного войной хозяйства. В 1925 году Зауралье в основном было восстановлено разрушенное войной хозяйство. Тяжело было стране после войны. Особенно трудно было в деревнях.

    В 1925 году Коммунистическая партия взяла курс на коллективизацию сельского хозяйства. Главнейшей проблемой партии были поиски путей кооперирования крестьянских хозяйств. В партии развернулась острая борьба по вопросу перевода крестьян на социалистические рельсы. Не все, проводившие коллективизацию, глубоко понимали интересы трудового крестьянства. Не каждый из них понимал глубокое отличие крестьянина -середняка от кулака. Если бы последовательно проводилась линия на союз с середняком, не были бы допущены ошибки по отношению к кулаку, не нарушались ленинские принципы кооперирования сельского хозяйства, социалистические преобразования сельского хозяйства прошли без той острейшей классовой борьбы в деревне, которая имела место, без тех человеческих трагедий, которые имели место. В Широково первое коллективное хозяйство было создано в 1929 году. Это сельхозкоммуна имени Свердлова. Первым организатором и председателем правления был Мыльников Ефим Михайлович. К 1930 году на территории сельского Совета было создано 5 коллективных хозяйств: коммуна имени Свердлова, сельхозартели: « Броневик», «Комбинат», имени Кирова, имени Чапаева. Коллективизация к этому периоду по Совету в основном была завершена, за исключением кулацких хозяйств. Кулаки были выселены как чуждый класс. Все коллективные хозяйства были в 1950 году объединены в один большой колхоз имени Свердлова. С 1950 года до 1965 года им руководил Дегтярёв Иван Петрович.

     Великая Отечественная война занимает особое место в истории нашей Родины. Это героические и в то же время трагические страницы в истории нашей страны. Война неожиданно ворвалась в жизнь нашей страны, на нашу землю, в наши дома, в наши судьбы. Страшная смертельная опасность нависла над Советской страной. С самого начала войны раскрылся глубокий патриотизм советских людей, сильных духом, готовых защищать  свою землю, не щадя своей жизни.

     Из нашего села ушло на фронт 425 человек. Все молодые, здоровые. Юность, самую прекрасную пору жизни они отдали этой жестокой войне. 246 широковцев  не дожили до светлого дня Победы. Ценой своей жизни они освободили нашу землю от фашистских оккупантов. Они обрели бессмертие. Их имена высечены на обелиске « Памяти павших». Сейчас мы склоняем голову перед Светлой памятью тех, кто стоял насмерть. Мы в неоплатном долгу перед ними. Этот обелиск открыт 15 августа 1967 года. Фигура солдата олицетворяет тех, кто пал в боях за Родину. У многих здесь записаны отец, брат, сын. Мне хочется прочитать вам отрывок из стихотворения, который созвучен с обелиском.

« На площади – и в пору лета,

И в листопад, и в снегопад-

Под знаменем у сельского Совета

Стоит он, держит автомат

Тоскует мать, глядит украдкой

На дверь - всё ждёт: что постучишь …

А ты, накрывшись  плащ- палаткой

На гулкой площади стоишь».

    О погибших вспоминают здесь и на уроках мужества, пионерских сборах, которые проводятся в школе. Этот скромный памятник является школой мужества, школой воспитания. Памятник никогда не забывается ребятами. Они здесь сажают цветы, пропалывают сорняки, очищают от снега.

В праздники 9 мая, 23 февраля лучшие учащиеся школы несут почётный караул, возлагают цветы /фото/.

    178 человек вернулись домой. А какими они вернулись? Совсем немногих не тронула вражеская пуля. Большинство из них вернулись искалеченными и ранеными. А как обидно вскоре после войны умирать дома. Проклятая война всё ещё мстит не покорившимся. Из 178 вернувшихся на сегодняшний день…

    Мужественно сражались наши односельчане на фронтах войны. Об этом говорят их награды за ратные дела. И где бы не шла война на севере или на юге нашей страны, там были и наши земляки. В битве под Москвой участвовали Захаров В.Н., Захаров И.Н. В числе защитников Сталинграда были Василий Никандрович, Мыльников В.Е., Третьяков Г.С., Поташкин И.М. Северные рубежи нашей страны отстаивали Мамонтов Я.Н., Третьяков Е.М. Наши воины принимали участие в освобождении народов Европы от коричневой чумы фашизма. И чего только не приходилось испытывать нашим доблестным воинам: огонь яростных атак, бессонные ночи, мучительную жажду и голод, смерть своих друзей и товарищей.

    Наравне с мужчинами воевали и наши славные женщины - Буйнова Т.И. и Никулина А.П. Нелёгкий крестьянский труд в годы войны лёг на хрупкие плечи женщин, подростков, стариков. Какой нелёгкий подвиг совершали они. Работали от зари до зари, а работа была мужская – управляли тракторами марки «ХТЗ» и «СТЗ», комбайнами. Не хватало сил. Работали на пределе физических возможностей.

Очень трудно было работать на ферме. А сколько было ещё другой тяжёлой работы. Захарова Ф.Г. рассказала о том, как невыносимо тяжело было работать в годы войны. Ей приходилось с ватагой подростков сопровождать обозы с хлебом в Далматово. Всегда боялась, что вот-вот спадёт колесо и оно, как назло, спадывало. Приходилось поднимать тяжёлую бричку с хлебом и одевать проклятое колесо.

   Сколько снопов было связано женщинами, сколько земли перекопано, сколько дров напилено и расколото. Выходили из строя машины, падали от усталости и гибли животные, а люди работали.

«… Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла…

Ты шла, затаив своё горе,

Суровым путём трудовым

Весь фронт, что от моря до моря

Кормила ты хлебом своим».

   Великая Отечественная война стала суровым испытанием для Советского народа. Советские люди в тылу и на фронте это испытание выдержали. Никто не забыт и ничто не забыто. Мы должны помнить ту страшную войну и бороться за мир. Нельзя допустить, чтобы новая война разразилась. Залог прочного мира на земле – могущество нашей страны, мы обязаны своим трудом укреплять его.

Помните! Через века, через года,- помните!

О тех, кто уже не придёт никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Люди! Пока сердца стучатся,- помните!

Какою ценой завоёвано счастье,- пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

    Есть в селе не забываемые даты. Июнь 1964 года колхозу имени Свердлова первому в Зауралье присвоено звание коллектива коммунистического труда. Звание присвоено за хорошие показатели в труде, с честью носит колхоз это почётное звание. Это заслуженный венец славы за честный и добросовестный труд. Большая заслуга в этом принадлежит Дегтярёву Ивану Петровичу. Много сил и энергии отдал Иван Петрович тому, чтобы поставить колхоз на ноги, поправить экономику, поднять благосостояние колхозников, улучшить жизнь на селе.

  С 1967 года по 1987 год председателем колхоза имени Свердлова был Никулин Николай Иванович.

  Это руководитель, сформировавшийся из практике, расчётливый хозяин. Он обладал чувством нового, стремился внедрить в своём хозяйстве всё новое, прогрессивное. Звание коллектива коммунистического труда не только обрадовало, но и воодушевило всех колхозников. Они отлично понимали, что надо высоко ценить, оберегать, а главное подтверждать это звание успешными трудами, выполнением решений партий и правительства.

  В 1967 году колхоз имени Свердлова одержал победу во Всесоюзном социалистическом соревновании. Ему было присвоено переходящее Красное знамя.

Высокое сознание абсолютного большинства работников - вот в чём сила колхоза имени Свердлова.

  В настоящее время колхоз имени Свердлова является одним из передовых высоко - развитых хозяйств Зауралья. Полнокровной и зажиточной жизнью живут люди села Широково. По состоянию на 1 января 1987 года в сберкассе остаток денежных средств у вкладчиков составил 148336 рублей. На начало 1987 г. насчитывается 330 хозяйств с общим числом населения 747 человек. Улучшились условия труда и жизни людей. Жители села имеют в личном пользовании 70 легковых автомобилей, каждое 7-е хозяйство имеет мотоцикл, почти в каждой квартире установлен телевизор. С каждым годом меняется облик села. В селе идёт большое строительство. За последние два десятилетия построено 100 квартир, новое здание школы, детского сада, магазина,административное здание. На территории нашего села расположена средняя школа, детский сад, дом культуры, отделение связи, новый фельдшерско-акушерский пункт, библиотека, сберкасса.

  Во всех домах нашего села радио и электричество. Жители села много приобретают товаров культурно-бытового назначения. Большим спросом пользуются электротовары, готовое платье, обувь, книги, стиральные и швейные машины. Надёжную прописку в селе получило общественное питание. Во всём чувствуются перемены, не узнать колхозную столовую. Полированные столики, удобные мягкие кресла. А по оформлению она не уступает даже Далматовскому ресторану. Любят собираться здесь на вечера отдыха и молодёжь, и ветераны труда и войны.

  Замечательным подарком колхоза селу является физкультурно-спортивный комплекс с хорошим тиром. Такого комплекса не имеет даже город Далматово. Не случайно в селе остаётся молодёжь, возвращаются семьи из города.

  В 1998г. началась газификация села. К 2000 г. голубое топливо будет у каждого желающего жителя.